Составление бизнес-плана организации не так просто, как кажется. Неопытные предприниматели часто делают ошибки, которые затрудняют переговоры с партнерами, инвесторами и сотрудниками. Перед отправкой документа третьим лицам рекомендуется проверить его на следующие недостатки:
1. Обратите внимание на внешний вид, чтобы он был приличным. Пользуйтесь обычным шрифтом, следите за одинаковым оформлением разделов (абзацы, выравнивание, отступы). Убедитесь в хорошем качестве печати текста, таблиц и картинок.
2. Избегайте излишнего использования специальных терминов. Инвесторы или сотрудники банка могут быть не знакомы с узкой терминологией, связанной с вашим бизнесом. Если возможно, избегайте сложных терминов, но если они действительно необходимы, составьте глоссарий с объяснениями в рамках разработки бизнес-плана.
3. Исключение ненужной информации. Удостоверьтесь, что акценты в документе расставлены правильно. Избыточное количество статистики и вычислений не всегда приводят к положительным результатам. Оставьте только существенные детали. Можно добавить дополнительную информацию в виде приложений к проекту.
4. Избегайте излишней растяжки. Большое количество страниц не будет придавать вашему проекту значимости. Старайтесь сокращать предложения, используйте краткие и содержательные тезисы.
5. Обновите устаревшие цифры. Если ваши расчеты основаны на данных организаций, валютных курсах, статистике, обязательно указывайте дату их публикации (например, август 2020 года). Это позволит партнерам больше доверять. Проверьте, что у вас есть актуальные данные перед составлением бизнес-плана.
6. Занижение сроков и суммы инвестиций - признак неумения предпринимателя, и профессиональные инвесторы быстро заметят это. Рекомендуется представлять реальные данные и не обманывать партнеров.
7. Отсутствие плана возврата займа - необходимо включить в бизнес-план информацию о способах и сроках возврата заемных средств, если вы привлекаете финансирование от внешних источников.